"Все-таки самыми продвинутыми дизельпанками были нацисты"Midgard-Schlange
В 1934 г. был разработан проект подземного боевого средства под названием Midgard-Schlange. Группа инженера Риттера, работавшая над проектом, использовала это название из древнегерманской мифологии, наверное для того, чтобы вызвать особенный интерес у Гитлера.
При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло бы двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100м. Оно должно было нести большие количества взрывчатого вещества, которые предполагалось устанавливать под фортификационными сооружениями линии Мажино или во вражеских гаванях. Транспортное средство, первые разработки которого датируются летом 1934 г., состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел в длину 6 м, ширину 6,8 м и высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина - 524 м.
Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Для привода головки были предусмотрены 9 электродвигателей суммарной мощностью около 9 тысяч л. с. Дополнительно имелось еще три комплекта буров, которые заменялись в зависимости от свойств горной породы. Ходовую часть поезда обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л. с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных генераторов мощностью 10 000 л. с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м^3. Передвижение под водой осуществлялось с помощью 12 пар рулей и дополнительных 12 двигателей суммарной мощностью 3 000 л. с.
В качестве оружия были предусмотрены 1 000 мин с 250 кг ВВ в каждой, 100 малых зарядов по 10 кг ВВ и 12 спаренных пулеметов MG. Транспортное средство весило 60 000 тонн, экипаж составлял 30 человек. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 бльших баллонов со сжатым воздухом. Позднее для "Мидгарда" были разработаны дополнительные подземные средства - Fafnir, Mjolnir, Albreich и Laurin.
Fafnir - был подземной торпедой длиной 6 м. Снаряды, которые должны были взрывать скальные породы, облегчая продвижение "Мидгарда", получили название "Mjolnir". Albreich был разведывательной торпедой, которая несла микрофоны и перископ. При помощи малого транспортного средства Laurin экипаж "Мидгарда" мог покидать свой поезд и выходить на поверхность. Расчетные параметры поезда были фантастические - максимальная скорость под водой 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком - до 10.
Риттер в пояснительной записке к проекту предложил строительство 20 "Мидгардов" стоимостью по 30 млн рейхсмарок каждый, это было необходимо для реализации плана нападения на стратегические объекты в Бельгии и Франции, а так же для минирования английских портов. Согласно предложенному плану, чере три часа после начала военных действий должны быть взорваны 15 портов противника. Деморализованное этими событиями население пока еще не оккупированных областей в панике прекращало поддерживать свое правительство или переходило к гражданской войне. Автор называл "Мидгард" оружием массового поражения, которое приведет к тому, что "отчаявшийся народ окажется перед выбором погибнуть - или остаться в живых". Проект Риттера вызвал много критических замечаний у специалистов, например полковник Витингхофф, начальник отдела в министерстве вооружений, написал на папке с проектом такое замечание: "Предложенная конструкция не нова сама по себе, однако какие-либо расчетные обоснования в документации отсутствуют". [типа "Баян. Аффтар, учи матчасть" прим. Ондатра (= ] Поэтому 28 февраля 1935 г. проект возвратили инженеру Риттеру.
Дорабатывал Риттер свой проект или нет, на этот счет в литературе нет никаких сведений. Однако после окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции. В последнее же время в российских СМИ стали появляться сообщения о попытках разработки подобного средства в СССР. Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер под названием "Боевой крот", однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.
Михаил и Вячеслав Козыревы "Необычное оружие Третьего Рейха" М. Центрполиграф 2008.